Общую сессию «Инженерное образование: тренды, вызовы и новые возможности» открыла Наталья ТРУХАНОВСКАЯ, директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России. «Мы все прекрасно помним, каким стрессом было начало 2020 года, когда вузы оказались в ситуации резкого перехода к дистанционному формату обучения и столкнулись с проблемами новой реальности и полной неопределенности, – отметила эксперт. – Это были и инфраструктурные проблемы, и учебно-методические, и организационные, и технические. Каждый вуз решал их по-своему, не было системного представления о том, как действовать. Минобрнауки России инициировало проект, в рамках которого была создана рабочая группа из коллективов 13 университетов, направившая большие усилия на выработку системного подхода к решению возникших проблем, в том числе разработку методических рекомендаций по всем направлениям деятельности образовательной организации, которых коснулась пандемия, и переход к дистанционному формату обучения. Были отобраны лучшие практики, ставшие основой для разработки методических рекомендаций, сформировано системное представление, как действовать вузам в соответствующих условиях. Очень многое из того, что делалось экстренно и вынужденно, имеет большую пользу и может стать частью регулярной практики образовательной деятельности в высшей школе и дать новый импульс развитию методических подходов вне условий пандемии».
В своем докладе ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ отметил, что на качество подготовки будущего инженера существенное влияние оказывает наличие в образовательном процессе практико-ориентированной составляющей, возможности получения практических умений использования современного высокотехнологичного оборудования, поэтому в условиях удаленного формата обучения крайне важно обеспечить возможность реализации лабораторных работ и практикумов. По мнению руководителя вуза, один из уроков пандемии, который система высшего образования должна извлечь из этой экстраординарной ситуации, – это необходимость развития инфраструктурных решений для развертывания виртуальных лабораторий, использования симуляторов, что, в свою очередь, обусловливает потребность в соответствующих методиках проведения занятий.
«Если в вузе высокий уровень качества обучения в очном формате и имеется существенный опыт использования современных цифровых технологий в образовательном процессе, то нет поводов говорить о снижении качества обучения в рамках смешанного формата обучения, – убежден Андрей РУДСКОЙ. – Но если в вузе есть проблемы с подготовкой в традиционном формате, и вуз не имеет опыта применения цифровых технологий, то, безусловно, есть над чем задуматься.
На примере нашего университета могу сказать, что у Политеха с 2015 года был накоплен существенный опыт в области онлайн-образования. Все образовательные программы и до пандемии реализовывались в смешанном формате обучения. Велась работа по развитию соответствующей инфраструктуры. Поэтому даже с учетом наших масштабов – свыше 34 тысяч студентов – мы смогли осуществить переход в экстренном порядке на реализацию образовательных программ в исключительно дистанционном формате без потери качества. Это подтверждается как проведенными нашими внутренними мониторингами качества обучения, так и рядом внешних оценочных процедур, например успешной профессиональной общественной аккредитацией более 30 образовательных программ в постпандемийный период».
После целого ряда выступлений и горячих дискуссий участники мероприятия посетили общественные пространства и научные лаборатории университета.