Итоги Всероссийской дискуссионной площадки «Лучшие образовательные практики: управление качеством образования в цифровой среде»

30 Сентября 2022
574
 Версия для печати

30 сентября 2022 г. в Политехе завершила работу Всероссийская дискуссионная площадка «Лучшие образовательные практики: управление качеством образования в цифровой среде». Мероприятие состоялось в рамках программы «Приоритет-2030» и проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и постпандемийный период», реализуемого при поддержке Минобрнауки России.

В дискуссионной площадке в очном и дистанционном формате приняли участие более 340 представителей 92 образовательных организаций из 40 городов Российской Федерации, 5 организаций-работодателей, АНО «Россия — страна возможностей» и Национального агентства развития квалификаций. География участников площадки — от Пскова до Хабаровска, от Архангельска до Махачкалы и Владивостока.

«Дискуссионная площадка стала уже вторым мероприятием в Политехе, посвященным вопросам управления качеством высшего образования, и приобрела статус ежегодной, — отметила проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина. — Важно подчеркнуть, что в этом году площадка проводилась в рамках Университетской национальной инициативы качества образования, объединившей ведущие вузы страны».

«Университетская национальная инициатива качества образования (УНИКО) — это добровольное объединение университетов, разделяющих и заинтересованных в развитии культуры качества образования в университетах, — рассказала руководитель отдела сопровождения инновационных образовательных проектов Института образования Томского государственного университета Марина Отт. Ключевыми задачами инициативы эксперт назвала разработку и внедрение образовательных практик с доказанной эффективностью, отвечающих вызовам меняющегося общества: для смешанного и гибридного форматов обучения, для развития многопрофильного образования с возможностью реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, обеспечения кадрами рынков труда нового типа; а также создание на базе ведущих университетов площадок исследований и экспертизы по вопросам внедрения и оценки эффективности новых инструментов управления качеством образования для осуществления трансфера этих практик в российские университеты, а также вовлечения ключевых стейкхолдеров (работодателей, родителей и других) в оценку результативности, реализацию и управление образовательным процессом.

Социологические исследования, проведенные в 2020 году, показали, что Санкт-Петербург — это регион с максимальным положительным миграционным приростом населения в возрасте 18-ти лет. «Именно в этом возрасте большая часть молодых людей поступают на программы бакалавриата и специалитета, — сообщил директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Соотнесение данных о прогнозируемом количестве абитуриентов (только за счет естественных процессов, без учета миграции) и числе лиц, зачисленных на первый курс в 2017 году, показало, что Санкт-Петербург занимает первое место среди регионов, которые будут испытывать максимальную нагрузку либо будут вынуждены потерять данную когорту. Абитуриенты в этих регионах будут находиться в максимально конкурентной среде. Это означает, что проблемы управления качеством образования для Санкт-Петербурга стоят наиболее остро».

Ведущие эксперты, приглашенные спикеры и участники дискуссионной площадки обсудили подходы к оценке и развитию цифровых и надпрофессиональных компетенций обучающихся, практики организации в университетах проектной деятельности и ее влияние на качество образования, оценили эффективность практик работы с самоопределением студентов с позиции повышения качества их подготовки, проанализировали различные модели и аспекты организации внутренних систем оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выявили проблемы в их функционировании.

На дискуссионной площадке обсуждались кейсы по управлению качеством образования не только Политеха, но и таких вузов — участников УНИКО, как ГУАП, НИУ «БелГУ», ПсковГУ, НовГУ имени Ярослава Мудрого, СПбГЭУ, ТУСУР, Института медицинского образования Центра Алмазова. Все они вызвали оживленный интерес и горячие дискуссии участников мероприятия, — подвела итог мероприятия директор Центра качества образования СПбПУ Елена Зима.

По итогам обсуждений будут выявлены дефициты университетов в решении проблем качества образовательных результатов и направления для их преодоления, подготовлены кейсы успешных практик по управлению качеством образования для последующего размещения в открытой кейсотеке Университетской национальной инициативы качества образования.