В Политехе обсудили способы преодоления разрывов между высшим образованием и рынком труда

4 Октября 2023
397
 Версия для печати

28–29 сентября в Политехе состоялась Всероссийская дискуссионная площадка «Лучшие образовательные практики: механизмы преодоления разрывов с рынком труда». Мероприятие проводилось при поддержке Минобрнауки России в рамках сетевого проекта «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО) и программы «Приоритет-2030» СПбПУ.

Ведущие эксперты, приглашённые докладчики и участники обсудили модели построения новой системы высшего образования с учётом запросов современного рынка труда, практики проектирования образовательных программ по заказу партнёров-работодателей, использование новых технологий обучения при подготовке инженерных кадров, подходы к разработке внутренней системы оценки качества образования в вузе с максимальным вовлечением работодателей.

«Дискуссионная площадка проводится в Политехе уже третий год подряд и в этом году посвящена очень важной теме — вовлечению работодателей в один из важнейших процессов вуза — образование, — отметил руководитель административного аппарата ректора Владимир Глухов, открывая пленарное заседание. — Неслучайно для участия в работе площадки в очном и дистанционном формате зарегистрировались более 270 представителей 74 образовательных организаций из 37 городов России, 15 организаций реального сектора экономики, АНО „Россия — страна возможностей“ и Национального агентства развития квалификаций».

На сессиях впервые для широкого обсуждения были представлены модель реализации корпоративных образовательных программ Политеха «Завод — ВТУЗ 2.0» и новый проект СПбПУ «Лабораторный онлайн-кампус». Особый интерес и горячие обсуждения вызвала модель новой системы высшего образования, разработанная в рамках пилотного проекта Томским государственным университетом.

«Высшее образование является не только мостиком между университетом и индустрией, но и драйвером регионального развития и становления новых индустрий, при этом продуцируя среду для выращивания „Человеков“ с большой буквы, — подчеркнула заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова. — И это ценностное, личностное и социально значимое начало высшего образования формирует важный контекст пилотного эксперимента по изменению уровней профессионального образования, базовой задачей которого является приведение результатов образования к запросу индустрий».

Значимым событием дискуссионной площадки стал совместный круглый стол Политеха и АНО «Россия — страна возможностей» «Профессиональные компетенции и гибкие навыки: идеальный портрет выпускника», посвящённый обсуждению вопросов диагностики и признания работодателями результатов оценки надпрофессиональных компетенций в рамках масштабного проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей». Оживлённые дискуссии среди представителей работодателей вызвала проблема баланса профессиональных и надпрофессиональных компетенций молодых специалистов, способных быстро адаптироваться к реалиям современного рынка труда.

На кругом столе совместно с ведущими работодателями, например, “Газпром Газификация” и “Климов”, мы обсудили, насколько сложно в современных реалиях подобрать молодых специалистов. С одной стороны, продолжается точечный подбор по профессиональным навыкам, которые в каждой отрасли имеют свои особенности. Но при этом остро стоит вопрос о том, насколько молодые сотрудники могут адаптироваться и принять правила игры внутри организации, — отметила руководитель отдела методологии Департамента методологии и оценки АНО «Россия — страна возможностей», модератор круглого стола Екатерина Степашкина.

«Важно, что в рамках такой престижной площадки по обсуждению вопросов качества образования, его практикоориентированности, проект “Центры компетенций” обсуждается как инициатива, значимая для работодателей всей страны», — подытожил работу круглого стола руководитель проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» Игорь Жуковский.

В рамках дискуссионной площадки также состоялось повышение квалификации по программе «Практики вовлечения работодателей в управление качеством образования», в котором приняли участие более 160 слушателей.